Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Наш адрес

679150

ЕАО, пос. Смидович, 
ул. Октябрьская, 8

smid_rn@post.eao.ru


Телефон приёмной 

+7 (42632) 3-30-04


 

10 сентября 2010 года в большом зале районной администрации под председательством заместителя главы администрации муниципального района Пацука В.П. прошло очередное заседание координационного Совета по контролю за начислением и выплатой заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды в организациях Смидовичского муниципального района

Согласно статистических данных задолженность по заработной плате на предприятиях Смидовичского района отсутствует, однако задолженность по отчислениям страховых взносов в пенсионный фонд имеется. Это и стало основной темой заседания Совета, на которое были приглашены руководители предприятий – задолжников.

О том, какие же предприятия, и в каком количестве не выплачивают обязательные платежи в пенсионный фонд, рассказала его представитель Кучеренко Л.Д. По ее словам, за первое полугодие текущего года общая задолженность составили более миллиона рублей. При этом, наиболее "крупными" неплательщиками являются – ООО "Сотрудничество", ООО "ТеплоВодоКаналРемонт", Приамурское потребительское общество и ООО "Семеновна".

О причинах возникновения данной задолженности и принимаемых мерах по ее погашению собравшихся проинформировали руководители указанных предприятий.

В заключении заседания прозвучала информация о средней заработной плате работников предприятий малого бизнеса. В Смидовичском районе она колеблется от пяти до десяти тысяч рублей, однако имеются и такие работодатели, которые платят страховые взносы в пенсионный фонд от заработной платы ниже минимального размера оплаты труда.

Выслушав информацию и мнения всех выступающих, координационный Совет приял решения и дал соответствующие рекомендации. В частности, руководителям предприятий – задолжников необходимо до конца года погасить задолженность по страховым взносам в пенсионный фонд, а отделу предпринимательства и внешнеэкономических связей администрации муниципального района - рассмотреть на очередном заседании районного Совета предпринимателей вопрос о доведении заработной платы работников предприятий малого бизнеса до прожиточного минимума трудоспособного населения в Еврейской автономной области.

24 сентября 2010 года состоялось очередное заседание межведомственной комиссии по охране труда

Повестка дня включала в себя следующие вопросы:

  1. О проведении месячника по обеспечению работников бюджетных муниципальных учреждений специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты
  2. О соблюдении законодательства об охране труда в общеобразовательных учреждениях (по результатам приемки образовательных учреждений к новому учебному году)
  3. Об обучении и проверки знаний требований охраны труда руководителей организаций в областном Центре условий и охраны труда
  4. О заключении коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности

В целях обеспечения работников бюджетных муниципальных учреждений специальной одеждой и обувью главой администрации района принято распоряжение, в соответствии с которым руководителям бюджетных учреждений необходимо было в сентябре текущего года приобрести и выдать работникам спецодежду. По информации руководителей отделов образования, культуры и здравоохранения администрации района обеспеченность работников подведомственных учреждений составляет от 40 до 80 процентов. В связи с чем на заседании комиссии было принято решение о приобретении и выдаче недостающего комплекта специальной одежды всем работникам в соответствии с Типовыми нормами.

Материалы проверок общеобразовательных учреждений к новому учебному году подтверждают, что за последние годы отделом образования администрации района и руководителями образовательных учреждений проведено немало мероприятий по выполнению законодательства об охране труда. Так, практически все руководители учреждений заключили договоры с лечебными учреждениями на проведение медицинских осмотров и коллективные договоры, проведены замеры сопротивлений электрооборудования и электропроводки, назначены ответственные за охрану труда, проводится вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте по охране труда. Наряду с положительными моментами продолжают иметь место случаи нарушения законодательства об охране труда, которые и были рассмотрены на заседании комиссии (не проводится обучение работников по оказанию первой доврачебной помощи, недостаточное освещение, остекление оконных рам, спиливание сухих деревьев на пришкольных участках и др.).

Проведенный анализ по заключенным коллективным договорам показывает, что в организациях всех форм собственности заключено 78 коллективных договоров, что составляет 29 процентов от общей численности.

В общей сложности около 35 процентов от занятого населения в Смидовичском районе не охвачено коллективно-договорными регулированием в сфере труда, в основном – это работники предприятий малого бизнеса. В то же время, проводимые проверки организаций показывают, что наибольшее количество выявленных нарушений трудового законодательства отмечается на предприятиях с частной формой собственности.

По результатам заседания комиссии приняты соответствующие решения, которые были поставлены на контроль в отделе по труду районной администрации.


Российские предприятия готовятся к повышению ставок социальных взносов с 26% до 34%

Эксперты убеждены, что эта мера приведет к снижению собираемости налогов, ускорению инфляции и даже торможению роста ВВП. Но большинство рядовых работников не догадываются, что повышение налогов напрямую коснется и их: чтобы покрыть увеличение налогового бремени, работодатели будут сокращать зарплаты, увольнять персонал, а многих сотрудников переводить из штата компании в статус индивидуальных предпринимателей, который сулит им мало хорошего.

С 1 января 2011 года ставка страховых взносов, которые работодатель платит с фонда оплаты труда, повышается с 26% до 34%. При этом 26% зарплатного фонда пойдет на пенсионное (в настоящее время 20%), а 8% – на социальное и медицинское страхование (сейчас 6%). Таким образом, и без того одна из самых высоких в мире ставок социальных налогов станет еще выше. Для сравнения, по состоянию на 2008 год, в Южной Корее взносы на пенсионное обеспечение составляли 9%, в Канаде – 9,9%, в Японии – 14,64%, в США – 15,3%, во Франции – 16,65%, в Германии – 19,9%.

При этом во всех названных странах за исключением Франции обязанность уплаты взносов поровну поделена между работодателями и работниками (во Франции 6,75% платит работник, а 9,9% — работодатель). В России же все 26% будет обязан платить работодатель. Большая часть населения, являющаяся наемными работниками и далекая от бюджетной политики, не связывает уровень своей зарплаты с налоговой нагрузкой на своего работодателя. Поэтому рост протестов наемных работников в ответ на повышение налогообложения работодателей гораздо менее вероятен, чем, например, в случае, если бы поднялись ставки налога на доходы физических лиц. Однако повышение социальных налогов в 2011 году напрямую коснется большинства рядовых граждан страны.

Лаборатория конъюнктурных опросов Института экономической политики задала руководителям 570 российских предприятий вопрос, как, по их мнению, отреагируют компании их отрасли на повышение ставок социальных налогов, чем его покроют. Респондентам можно было выбрать несколько вариантов ответа. Опрос показал, что лишь 58% предприятий согласны на уменьшение прибыли, остальные же планируют поддерживать статус-кво поднятием отпускных цен на свою продукцию, сокращением расходов на персонал и использованием различных схем ухода от налогообложения.

Согласно исследованию, в результате повышения налоговых ставок 17% работодателей снизят своим работникам зарплату, 29% прибегнут к увольнениям, 43% сократят социальные расходы на персонал, в частности траты на добровольное медицинское страхование работников и на льготные займы. 29% опрошенных глав предприятий отреагируют на рост ставок сокращением инвестиций. 10% работодателей переведут часть зарплат «в тень», 9% – переоформят зарплаты на самых квалифицированных работников, чтобы затем распределить их «в конвертах» среди всех сотрудников (предел налогооблагаемой базы на одного работника установлен на уровне 415 тыс. рублей, а все, что больше, страховыми взносами не облагается). 9% работодателей ожидают падения объемов выпуска, а 1% предприятий, уже сейчас работающих на грани рентабельности, после повышения налогов вовсе будут вынуждены полностью остановить производство.

Помимо всех этих мер, 70% опрошенных производителей планируют поднять цены на свою продукцию, а это значит, что через какое-то время они ускорят и без того выросшую к зиме потребительскую инфляцию.

Большинство экспертов уверены, что на самом деле «теневыми» схемами начисления зарплаты будут пользоваться гораздо больше, чем те сознавшиеся 19% участников опроса.

По оценке заведующего лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Владимира Назарова, только за счет повышения ставок социальных взносов уклонение от налогов вырастет на 0,3-0,5% ВВП, а рост ВВП «не досчитается» около 0,7% в 2011 году.

Поскольку повышение налогов работодатели будут вынуждены покрывать, в том числе за счет сокращения зарплат и инвестиций, это в конечном итоге окажет негативное влияние на рост ВВП. Поэтому «чем больше работодателей будут пытаться укрываться от выросших налогов, тем больше будет ВВП, а чем законопослушнее работодатели будут выплачивать все положенные налоги, тем сильнее замедлится рост ВВП», поясняет Владимир Назаров. Он также обращает внимание на то, что, поскольку увеличение доли теневой экономики происходит медленно, его вклад в замедление роста ВВП будет расти и в 2012-м увеличится примерно до 1%.

Самой распространенной схемой ухода от уплаты высоких социальных взносов в 2011 году, по мнению старшего юриста юридической компании «Налоговик» Николая Дубровина, будет перевод работодателями сотрудников из штата компаний в частных предпринимателей. Эксперт напоминает, что если максимальные социальные взносы с одного работника в настоящее время составляют 107,9 тыс. руб. в год (26% от 415 тыс.), то стандартный платеж по страховым взносам индивидуальных предпринимателей более чем в 10 раз меньше – менее 10,4 тыс. руб. (20% от минимального размера оплаты труда за год).

В связи с ожидаемым массовым распространением этой схемы можно предположить, что власти в 2011 году отрапортуют о положительной тенденции – увеличении доли малого бизнеса, вес которого в российском ВВП в настоящее время в 5-7 раз меньше, чем аналогичные показатели развитых стран. Только сомнительно, что от роста количества индивидуальных предпринимателей будет какая-то польза экономике и самим новоиспеченным бизнесменам. Николай Дубровин опасается, что перевод в новый статус серьезно ухудшит положение работников. «Они рискуют всем своим имуществом. Кроме того, их пенсия будет микроскопической, а за право иметь больничное пособие придется еще добровольно платить взносы в Фонд социального страхования — 2,9%», – говорит он.

Увеличение теневого сектора экономики, скорее всего, повлечет за собой и ужесточение контроля государства над бизнесом, прогнозирует директор по социальным и экономическим исследованиям Центра стратегических разработок Сергей Белановский. «В следующем году предприниматели станут шире использовать “серые” схемы ведения бизнеса, а государство ужесточит контроль за ними и усилит выборочные репрессии по отношению к ним», – полагает он.

Таким образом, в результате повышения ставок обострятся отношения государства и бизнеса, работодателей и работников и, в конечном счете, – государства и граждан.


Обращение к жителям Смидовичского района

В настоящее время экономическая сфера деятельности нашей страны требует активного участия не только государственных органов и органов местного самоуправления, но и законопослушных граждан.

Борьба с "теневой" заработной платой является приоритетным направлением работы контролирующих организаций во многих субъектах Российской Федерации. Решение этой острой проблемы зависит в первую очередь от работников, которые должны отстаивать свои права, данные им государством. В соответствии с действующим законодательством на работодателей возложены обязанности по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц, страховых взносов на обязательное пенсионное социальное страхование. Стабильная экономическая ситуация, внушительный бюджет, объем социальных гарантий и достойный уровень жизни граждан напрямую зависит от своевременного и полного выполнения работодателем своего конституционного долга.

"Теневая" заработная плата - это выплаты сверх той суммы, что зафиксированы в официальных документах, т.е. доходы, скрытые от налогообложения. "Теневая" заработная плата имеет широкое применение, прежде всего, в сфере малого и среднего бизнеса. Большинство предприятий, во избежание полной уплаты налогов, стремятся выдать часть заработной платы работникам в "конвертах". Иначе говоря, происходит экономия денежных средств работодателем на своих сотрудниках. Эти действия влекут негативные последствия для работников и их семей. "Теневая" зарплата может означать лишь одно - старость без пенсии, а если сотрудник работает еще и без заключения трудового договора, то у него будет вообще отсутствовать пенсионный стаж. Если пенсия далеко, то остаются другие социальные гарантии: полноценная оплата больничных листов, возможность получения кредита, реальный размер начислений за очередной или декретный отпуск, право на имущественные и социальные вычеты и т.д., которых лишаются "обладатели серых конвертов". Наверно каждому известна горечь разочарования и обиды, когда зарплата, обещанная работодателем, не соответствует затраченным усилиям или громким обещаниям начальства, но только работники с официальной заработной платой имеют возможность отстаивать свои права.

Мероприятиям, направленным на легализацию "теневой" заработной платы, в деятельности администрации Смидовичского муниципального района уделяется особое внимание. Работа в данном направлении проводится на постоянной основе.

В 2009 году в рамках реализации антикризисных мероприятий, на заседаниях рабочей группы при главе муниципального района, ежемесячно рассматривалась информация по легализации заработной платы работников предприятий малого бизнеса. В феврале 2009 года между администрацией муниципального района и районным Советом предпринимателей заключено Соглашение о взаимодействии в области применения трудового законодательства, в котором работодатели – индивидуальные предприниматели взяли на себя обязательство по доведению заработной платы работников до прожиточного минимума трудоспособного населения в ЕАО, который на III квартал 2010 года составляет 6982 рублей. Вопросы по легализации заработной платы ежеквартально рассматривались на заседаниях районного Совета предпринимателей. В то же время, по имеющейся информации значительная доля работодателей - индивидуальных предпринимателей по-прежнему скрывают часть выплачиваемой заработной платы.

Легализация "теневой" заработной платы эффективна как для работодателей, так и для их сотрудников: повышение престижа должности, увеличение социальной защищенности, отсутствие налоговых нарушений, улучшение отношений в коллективе. Эти мероприятия являются лишь началом широкомасштабной работы, в которой активное участие должны принимать не только органы власти на местах, но и граждане района.

С "теневой" заработной платой можно и необходимо бороться, но успех данной борьбы зависит от действий каждого работника. Граждане района, заинтересованные в легализации своих доходов, могут лично посодействовать работе органов местного самоуправления и заставить работодателя выплачивать всю зарплату официально. Помогая государству ликвидировать данную проблему, Вы обеспечиваете защиту своих прав. Каждый сознательный гражданин может проинформировать администрацию муниципального района о нарушении трудового и налогового законодательства с предоставлением необходимых фактов по телефону доверия: 2-25-10. Ни одно из заявлений граждан не останется без внимания.

Уважаемые жители Смидовичского района!

Получая зарплату в конвертах, Вы лишаете себя достойной пенсии в будущем, а в настоящем - лишаете себя весомой части социальных гарантий. Не позволяйте работодателям забывать о своей ответственности за уровень социальной защищенности своих работников, используйте все возможное для вывода заработной платы из "тени" и повышения ее достойного уровня - адекватного вложенному труду.

Минимальный размер оплаты труда, заработная плата работника, должностной оклад (тарифная ставка): понятия и их взаимосвязь

Статья 129 ТК РФ разделяет понятия «заработная плата» и оклад».
Так, заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Следовательно, оклад является частью заработной платы и не включает в себя компенсационные, стимулирующие выплаты.

Статьей 133 ТК РФ предусмотрено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Таким образом, оклад, как составная часть заработной платы, может быть менее установленного Федеральным законом минимального размера оплаты труда 4330 руб. в месяц. Однако заработная плата (с учетом компенсационных и стимулирующих и социальных выплат) должна быть не менее указанной величины.

Минфин придерживаются этой же позиции. Выдержка Письма Минфина от 24.11.2009 №03-03-06/1/768: «в случае, если работник полностью отработал месячную норму рабочего времени и при этом его месячная заработная плата оказалась ниже минимального размера оплаты руда, работодатель обязан выплатить работнику заработную плату, равную минимальному размеру оплаты труда».

До 1 сентября 2007 года в трудовом законодательстве было закреплено такое понятие, как минимальная заработная плата, в которую не включались компенсационные, стимулирующие и иные выплаты (часть 2 ст. 129 ТК РФ до внесения изменений Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ). А также частью четвертой статьи 133 ТК РФ (прежняя редакция) было установлено, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Отмена вышеуказанных норм свидетельствует о коренном изменении подхода к понятию «минимальный размер оплаты труда». Отрыв величины МРОТ от тарифной части заработной платы (тарифной ставки) повлиял не только на количественные показатели, но и качественным образом изменил саму структуру заработной платы. Теперь МРОТ это не минимальная тарифная ставка, а вся заработная плата работника за месяц. Иначе для чего было менять законодательство?

Этой же позиции придерживается Судебная коллегия Верховного Суда РФ в Определении от 10.09.2008 г. № 83-Г08-11, при которой было рассмотрено обращение прокурора области, оспаривавшего п. 1 и п. 4 постановления администрации Брянской области N 776 от 28 сентября 2007 г. «О повышении с 1 сентября 2007 г. размера тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Брянской области», ссылаясь на то, что предусмотренные ими положения противоречат части 4 статьи 133 Трудового кодекса РФ, устанавливающей, что при оплате труда на основе тарифной системы размер тарифной ставки (оклада) первого разряда единой тарифной сетки не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Судебная коллегия, оставив кассационное представление прокурора Брянской области - без удовлетворения, придерживалась следующих выводов:

«В соответствии с Федеральным законом от 20.04.2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" в статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации "Основные понятия и определения" исключены понятия минимального размера оплаты труда и его взаимосвязь с базовыми ставками (базовыми должностными окладами) заработной платы, но при этом в соответствии с частью 3 статьи 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда…

Органы государственной власти освобождены от необходимости выдерживать соотношение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и размера МРОТ. При этом, размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников для отдельных категорий работников могут быть установлены в размерах ниже МРОТ, однако, производящиеся работнику ежемесячные выплаты за полное отработанное время, в сумме не могут быть менее минимального размера оплаты труда.».

Примечание: прокурор ссылался на часть четвертую ст.133 ТК РФ, которая на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта (28.09.2007 г.) уже была признана недействующей (ФЗ от 20.04.2007 №54-ФЗ).

Подтверждение вышеизложенному также служит установление федеральным законодательством новых систем оплаты труда, в которых по профессиональным квалификационным группам зафиксированы минимальные размеры окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, размер которых ниже минимального размера оплаты труда 4330 руб. Таким образом, дальнейшее повышение заработной платы в федеральной бюджетной сфере вероятнее всего будет производиться не увеличением минимальных размеров окладов, а увеличением размера установленного фонда оплаты труда.

Мнение Верховного Суда РФ (судебная практика Верховного Суда РФ за 4 квартал 2009 г. утверждена постановлением Президиума ВС РФ от 10.03.2010 года), устанавливающее, что «размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст.133 Трудового кодекса, также без учета компенсационных, стимулирующих выплат, а равно социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда», не вытекает из норм Трудового кодекса. Поскольку, согласно ст. 129 ТК РФ месячную заработную плату определяют не одни оклады, а все вместе - оклады, стимулирующие и компенсационные выплаты. Вывод Верховного Суда РФ сделан в результате самостоятельной интерпретации норм статьи 129 ТК, приведшей к искажению самого понятия «заработная плата». Статья 129 ТК РФ содержит нормы «определения» (что понимается под заработной платой, тарифной ставкой, окладом (должностным окладом), базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы). И в полнее естественно, что содержащиеся в статье определения «тарифной ставки», «оклада (должностного оклада)», «базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставкой заработной платы» не включают в себя компенсационные и стимулирующие выплаты. По существу, составители обзора восстановили в Трудовом кодексе РФ исключенную Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ часть четвертую статьи 133 ТК РФ: «Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда» Для чего было менять законодательство, чтобы делать опять тот же вывод? Вероятно, эта история будет иметь продолжение в судебной практике.

И следует иметь в виду, что разъяснение Президиума Верховного суда это только его мнение, а не законодательный акт. Решения о признании недействующими положений Трудового кодекса Верховный Суд не принимал и с предложением к законодательным органам о внесении изменений в Трудовой кодекс также не обращался.

Учитывая все выше изложенное, нет оснований полагать, что установление законодательством размеров ставок тарифной сетки, минимальных базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной ниже уровня минимального размера оплаты труда (4330 руб.), является нарушением трудового законодательства.


15 июня 2010 года в большом зале администрации Смидовичского района состоялось выездное заседание областной межведомственной комиссии по охране труда под руководством вице-губернатора Антонова Г.А.

После вступительного слова вице-губернатора перед собравшимися в зале выступил глава муниципального района Тлустенко А.П., который рассказал о достигнутых успехах в социально-экономическом развитии района и подчеркнул актуальность и значимость ключевой темы заседания.

Затем исчерпывающую информацию о состоянии условий и охраны труда предоставил начальник отдела по труду районной администрации Ивонин С.В., а главный специалист-эксперт этого же отдела Бабцева А.А. проинформировала об исполнении переданных государственных полномочий по охране труда и деятельности районной комиссии по охране труда.

Подводя итоги заседания, Г.А.Антонов озвучил принятые комиссии решения и заметил, что работа в области охраны труда ведется на достаточно высоком уровне.

Заключительным аккордом встречи стало награждение победителей районного конкурса среди бюджетных учреждений на лучшую организацию работ по охране труда.

Закончился же визит областных гостей поездкой по району, в ходе которой они посетили Владимировский рыборазводный завод и Николаевское рыбообрабатывающее предприятие ООО "Одиноков и К".

Проведение смотра-конкурса среди бюджетных муниципальных учреждений на лучшую организацию работ по охране труда

В рамках реализации Плана мероприятий месячника по охране труда на территории Смидовичского района организовано проведение смотра-конкурса среди бюджетных муниципальных учреждений на лучшую организацию работ по охране труда.

Основными критериями определения победителей конкурса являлись соблюдение руководителями учреждений законодательства об охране труда, отсутствие производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В 2010 году в конкурсе приняло участие 11 учреждений, в том числе: 1 – учреждения здравоохранения, 2 - учреждения культуры, 8 – учреждений образования. Определение кандидатов для присуждения призовых мест состоялось на заседании межведомственной комиссии по охране труда 28 мая 2010 года, на котором были рассмотрены поступившие на конкурс заявки, заслушаны мнения членов комиссии.

На основании распоряжения администрации муниципального района от 11.06.2010 № 127:

- дипломом III степени, денежной премией и уголком по охране труда награждается муниципальное учреждение здравоохранения "Смидовичская районная больница" - руководитель – Широких Олег Григорьевич;

- дипломом II степени, денежной премией и уголком по охране труда награждается муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 (п.Смидович)" – руководитель – Иванченко Любовь Ильинична;

- дипломом I степени, денежной премией и уголком по охране труда награждается муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 7 (п.Николаевка)" – руководитель – Глазырина Ольга Александровна.


ИНФОРМАЦИЯ о состоянии условий и охраны труда в организациях Смидовичского района

Создание службы охраны труда в организациях с численностью 50 и более работников

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации у каждого работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. На сегодняшний день из 18 организаций с численностью работников более 50 человек, создали службу 16 работодателей, что составляет 89 процентов от требуемого количества. В то же время в организациях, где созданы службы, трудовые обязанности в области охраны труда выполняются не основными работниками, а совместителями, не имеющими соответствующего образования и опыта. В связи с чем работа в данном направлении не носит систематического характера, а выполняется от случая к случаю, зачастую, после проведения проверок и получения предписаний контролирующих и надзорных органов.

Обучение и проверка знаний охраны труда руководителей и специалистов

Высокоэффективной мерой профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний остается система обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций и, в первую очередь, их руководителей и специалистов.

На сегодняшний день из 281 руководителей организаций, прошли обучение и проверку знаний охраны труда 162 руководителя, что составляет 64 процента от общего числа руководителей. И, если в бюджетной сфере у ряда руководителей закончился срок обучения (1 раз в три года), то на предприятиях с частной формой собственности часть работодателей никогда не проходили обучение и проверку знаний охраны труда.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

За последние 5 лет завершена аттестация рабочих мест по условиям труда в 92 организациях, что составляет 33 процента от общей численности.

По отраслям экономики наибольший удельный вес организаций, выполнивших аттестацию рабочих мест, приходится на бюджетные учреждения здравоохранения, культуры – 100 процентов и образования – 77 процентов. Активизировали работу в данном направлении предприятия жилищно-коммунального и сельского хозяйства – 50 и 34 процента, медленные темпы в проведении аттестации рабочих мест сложились на предприятиях промышленности и транспорта, в торговле и общественном питании – 20 и 15 процентов соответственно.

Заключение коллективных договоров

По состоянию на 1 ноября 2009 года в организациях Смидовичского района заключено 65 коллективных договоров, что составляет 25 процентов от общей численности организаций и работодателей – индивидуальных предпринимателей. В процентном соотношении ситуация выглядит следующим образом: здравоохранение и культура – 100 процентов, образование - 82 процента, предприятия жилищно-коммунального хозяйства – 88 процентов, предприятия промышленности транспорта и связи – 42 процента, предприятия торговли и сельского хозяйства – 8 процентов.

Проведение медицинских осмотров

Работники бюджетных учреждений в полном объеме проходят медицинские осмотры. На предприятиях с частной формой собственности ряд работодателей не направляют работников на прохождение медицинских осмотров, либо работники проходят медицинское освидетельствование за свой счет.

Проблемные моменты – недостаток собственных средств, а порою и нежелание руководителей с частной формой собственности вкладывать средства на проведение медицинских осмотров, а также отсутствие лицензий у муниципальных учреждений здравоохранения на проведение медицинских осмотров.

Обеспечение работников специальной одеждой и обувью

Нет претензий в обеспечении работников средствами индивидуальной защиты к руководителям бюджетных учреждений и на предприятиях торговли, где процент обеспеченности составляет от 76 до 88 процентов. И практически не приобретается специальная одежда на предприятиях жилищно-коммунального и сельского хозяйства (32 и 17 процентов соответственно).

Уровень производственного травматизма

По информации Фонда социального страхования области за 9 месяцев 2009 года на территории Смидовичского района не зарегистрировано ни одного несчастного случая. Поэтому для проведения анализа производственного травматизма мы воспользуемся данными за 2008 год.

В 2008 году зафиксировано 8 несчастных случаев, из них – 1 тяжелый. Наиболее травмоопасными отраслями являются промышленность – 3 (37,5 процентов), жилищно-коммунальное хозяйство – 2 (25 процентов), здравоохранение – 2 (25 процентов), строительство – 1 (12,5 процентов). Из общего количества несчастных случаев 6 или 75 процентов произошли в организациях, расположенных на территории Николаевского городского поселения, 1 – в Смидовичском городском поселении, 1 – в Приамурском городском поселении.

Проведенный анализ производственного травматизма показал, что более половины случаев происходят по причинам, не требующим значительных материальных затрат. В 2008 году причинами производственного травматизма являются: неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест – 3 случая, недостатки в обучении работников по охране труда – 3 случая, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда – 1 случай, необеспечение работника средствами индивидуальной защиты – 1.

В разрезе муниципальных образований Смидовичский район по производственному травматизму после г.Биробиджана и Облученского района стоит на уровне Ленинского, Биробиджанского и Октябрьского районов. Но учитывая, что в Смидовичском районе больше предприятий и количество работников занятых в экономике, коэффициент частоты производственного травматизма несколько ниже.

Выводы и основные направления деятельности отдела по труду в трудоохранной деятельности на 2010 год

По большому счету претензий к руководителям бюджетных учреждений в области обеспечения работников охраной труда не имеется. Единственной проблемой в бюджетной сфере является отсутствие достаточного количества финансовых средств для проведения трудоохранных мероприятий.

Проводимые проверки предприятий с частной формой собственности свидетельствуют о недостаточной степени ответственности руководителей за соблюдение действующего законодательства в сфере охраны труда. Как правило, работодатели не придают должного внимания вопросам охраны труда, финансирование трудоохранных мероприятий осуществляется по остаточному принципу, отсутствует надлежащий контроль за производством работ. Как результат, 75 процентов зарегистрированных в 2008 году несчастных случаев произошло на предприятиях с частной формой собственности.

Значительно затрудняют проведение работы в данном направлении отсутствие у органов местного самоуправления таких элементов управления как сбор и обработка информации о состоянии условий и охраны труда и осуществление контроля за соблюдением законодательства на предприятиях с частной формой собственности.

Для решения первой задачи планируется подготовить запрос в управление по труду правительства области и Законодательное Собрание области о внесении дополнений в Закон ЕАО в части получения информации у работодателей всех форм собственности о состоянии условий и охраны труда.

Для решения второй задачи считаем целесообразным заключить с государственной инспекцией труда ЕАО соглашение о взаимодействии в области осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства в организациях Смидовичского района.

Также на 2010 год будет разработан План мероприятий по улучшению условий и охраны труда, основной целью которого является профилактика производственного травматизма.

В условиях финансово-экономического кризиса работодатели, безусловно, начинают занижать степень важности мер охраны труда и задача государственного управления охраной труда не допустить в сложившейся ситуации снижения реализации прав граждан на безопасный труд.


Легализация заработной платы работников предприятий малого бизнеса по состоянию на 01.08.2009

При проведении в 2008 году анкетирования работников предприятий малого бизнеса было установлено, что часть руководителей малых предприятий в трудовом договоре устанавливают заработную плату от 2000 до 3000 рублей, а фактически выплачивают - от 5000 до 8000 рублей. Естественно, занижаются размеры налогов на доходы физических лиц и страховых взносов, выплачивающих работодателем во внебюджетные фонды. Тем самым работодатели нарушают не только законные права работников, но и трудовое, налоговое, пенсионное законодательство Российской Федерации.

Постановлением главы муниципального района от 02.02.2009 № 5 утвержден План антикризисных мероприятий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе, одним из направлением которого является легализация заработной платы работников предприятий малого бизнеса.

Реализуя даны мероприятия совместно с отделом предпринимательства с внешнеэкономических связей проведено три заседания районного Совета предпринимателей, на которых до руководителей предприятий малого бизнеса доведена информация о соблюдении трудового законодательства, в том числе и по вопросам установления заработной платы.

25 февраля 2009 года подписано Соглашение о взаимодействии администрации муниципального района и Совета по вопросам развития малого предпринимательства Смидовичского района в области применения трудового законодательства на предприятиях малого бизнеса на 2009-2010 годы. Пунктом 2.1.2. Соглашения с 1 января 2009 года предприниматели взяли на себя обязательства по доведению месячной заработной платы работников до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.

22 июля 2009 года на заседании "круглого стола" по взаимодействию органов государственной власти, местного самоуправления и предпринимательских структур до индивидуальных предпринимателей доведена информация о соблюдении трудового законодательства на предприятиях малого бизнеса, в том числе по легализации заработной платы.

Приобретено 3 рекламных щита (баннера) по вопросам легализации заработной платы, которые были размещены в местах массового посещения граждан в пос.Смидович, Николаевка, Приамурский. Подготовлены и опубликованы в газете "Районный вестник" две статьи, совместно с пенсионным фондом по Смидовичскому району подготовлено два видеосюжета на Смидович – ТВ по вопросам задолженности заработной платы (3 июля 2009 года), и легализации заработной платы (24 июля 2009 года).

В то же время, вопрос выплаты заработной платы "в конвертах" на предприятиях малого бизнеса по-прежнему стоит очень остро. Так при проведении заседания областной комиссии по привлечению иностранной рабочей силы были выявлены факты, когда руководителями предприятий, привлекающим иностранную рабочую силу, налог на доходы физических лиц (подоходный налог) либо вообще не выплачивался, либо выплачивался с заработной платы менее 2000 рублей. В результате, по самым скромным расчетам, от данной категории работодателей областной и районный бюджеты недополучили налогов на доходы физических лиц более одного млн. рублей.

Администрация муниципального района неоднократно обращалась в межрайонную налоговую инспекцию № 1 по Еврейской автономной области с просьбой предоставления информации о среднесписочной численности работников предприятий малого бизнеса и их среднемесячной заработной плате (базы для начисления страховых взносов), на что получала ответ о том, что запрашиваемые данные не могут быть предоставлены, т.к. составляют налоговую тайну.

Таким образом, из официальных источников невозможно определить добросовестных налогоплательщиков и работодателей, выплачивающих заработную плату "в конвертах". В связи с чем, на заседании антикризисной рабочей группы при главе муниципального района было принято решение об обращении в Государственную Думу РФ через областные государственные структуры по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации о том, что данные о среднесписочной численности работников и средней заработной плате не должны составлять налоговую тайну.

Но самым действенным, по мнению антикризисной рабочей группы, является использование корректирующего коэффициента К2, применяемого при исчислении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД).

Практика показывает, что для легализации заработной платы работников, не дожидаясь внесения изменений в законодательство, можно использовать корректирующий коэффициент К2. В настоящее время в муниципальных образованиях некоторых субъектов РФ уже существует практика установления подкоэффициента К2, учитывающего уровень заработной платы работников (Брянская, Челябинская, Архангельская, Кировская, Ярославская области).

Так в 2006 году в пяти муниципальных образованиях Кировской области решениями представительных органов значения корректирующего коэффициента К2 установлены в зависимости от уровня средней заработной платы работников налогоплательщика-работодателя. В качестве базового уровня средней заработной платы работников приняты суммы 2000 и 2500 руб. Для того чтобы увеличение сумм ЕНВД при установленных базовых значениях коэффициента К2 было адекватно суммам экономии налогоплательщика при уплате страховых взносов, рассчитанных от официальной (заниженной) заработной платы, значения коэффициента К2 было предложено увеличить в 3 и 2 раза соответственно тому, ниже какого базового уровня находится уровень средней заработной платы, выплачиваемой налогоплательщиком.

В результате большинство плательщиков ЕНВД уже с I квартала 2006 года повысили средний уровень официально выплачиваемой заработной платы до 2500 руб. и более в расчете на полное рабочее время работников (в 2005 году среднемесячная зарплата работников составляла 1580 руб., в I квартале 2006 года - 2300 руб.). Сумма уплаченных предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2006 году увеличилась на 26 процентов по сравнению с 2005 годом, а сумма уплаченного налога на доходы физических лиц - на 61 процент.

Правомерность установления корректирующего коэффициента К2 от уровня средней заработной платы подтверждаются Министерством финансов РФ. Так, в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 сентября 2007 г. N 03-11-03/9 сказано, что при утверждении значений коэффициента К2 представительные органы муниципальных образований могут применять как повышающий, так и понижающий подкоэффициент, учитывающий уровень заработной платы, выплачиваемой налогоплательщиками единого налога наемным работникам по отдельным категориям налогоплательщиков.

Отделом по труду совместно с управлением экономического развития рассмотрены варианты установления на 2010 год корректирующего коэффициента К2 в зависимости от среднемесячной заработной платы. В качестве базового уровня средней заработной платы работников взята сумма, равной величине прожиточного уровня трудоспособного населения по Еврейской автономной области, которая на II квартал 2009 года составляет 6500 рублей.

Предлагаются следующие варианты увеличения корректирующего коэффициента К2:

  • в три раза, если размер заработной платы 4500 и менее рублей (70 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения);
  • в два раза, если размер заработной платы 5500 и менее рублей (85 процентов от прожиточного минимума);
  • в 1,5 раза, если размер заработной платы 6500 и менее рублей (100 процентов от прожиточного минимума).

Рассмотрим пример. В торговой точке, расположенной в п.Смидович, осуществляется реализация продовольственных товаров 7 дней в неделю, включая алкогольную продукцию, пиво и табачные изделия. Базовая доходность (БД) – 1800 рублей, площадь торгового зала (ФП) – 30 кв.м, коэффициент-дефлятор (К1) - 1,148, корректирующий коэффициент (К2) – 0,43. Какова сумма начисленного налога за месяц, квартал, год?

Вариант 1: Размер официально выплачиваемой заработной платы работникам составляет 4500 и менее рублей

ЕНВД = БД х ФП х К1 х К2 х 15 %; где БД - базовая доходность – 1800 рублей, ФП – физический показатель (площадь торгового зала) – 30 кв.м., К1 - коэффициент-дефлятор, установленный Приказом Министерства экономического развития РФ от 12 ноября 2008 г. № 392 на 2009 г., равный 1,148, К2 – корректирующий коэффициент, установленный решением Собрания депутатов Смидовичского муниципального района от 20 ноября 2008 № 101 на 2009 год, равный 0,43.

Рассчитаем корректирующий коэффициент К2 = 0,43 х 3 = 1,29, с учетом ограничений, установленных пунктом 7 статьи 346.29 Налогового кодекса, К2 = 1

ЕНВД = 1800 х 30 х 1,148 х 1 х 15 % = 9299 рублей, В результате сумма налога на вмененный доход при заработной плате 4500 и менее рублей составит 9299 рублей в месяц, 27897 рублей в квартал, 111588 рублей в год.

Вариант 2: Размер официально выплачиваемой заработной платы работникам составляет 5500 и менее рублей

Рассчитаем корректирующий коэффициент К2 = 0,43 х 2 = 0,86

ЕНВД = 1800 х 30 х 1,148 х 0,86 х 15 % = 7997 рублей, В результате сумма налога на вмененный доход при заработной плате работников 5500 и менее рублей составит 7997 рублей в месяц, 23991рублей в квартал, 95964 рублей в год.

Вариант 3: Размер официально выплачиваемой заработной платы работникам составляет 6500 и менее рублей.

Рассчитаем корректирующий коэффициент К2 = 0,43 х 1,5 = 0,645

ЕНВД = 1800 х 30 х 1,148 х 0,645 х 15 % = 5998 рублей, В результате сумма налога на вмененный доход при заработной плате работников 6500 и менее рублей составит 5998 рублей в месяц, 17994 рублей в квартал, 71976 рублей в год.

Вариант 4: Размер официально выплачиваемой заработной платы работникам составляет более 6500 рублей.

Рассчитаем корректирующий коэффициент К2 = 0,43 х 1,0 = 0,43

ЕНВД = 1800 х 30 х 1,148 х 0,43 х 15 % = 3998 рублей, В результате сумма налога на вмененный доход при заработной плате работников более 6500 рублей составит 3998 рублей в месяц, 11994 рублей в квартал, 47976 рублей в год.

В результате, если работодатель официально выплачивает заработную плату работникам в размере 6500 и более рублей, годовая экономия денежных средств по оплате единого налога на вмененный доход составит 63612 рублей (111588 - 47976 = 63612).

Работа по ликвидации задолженности по заработной плате

Постановлением главы муниципального района от 02.02.2009 утвержден план мероприятий по оздоровлению ситуации в финансовом секторе, одним из направлением которого является проведение работы по погашению задолженности по заработной плате.

Вопросы по задолженности заработной платы рассматривались на заседании антикризисной рабочей группы при главе муниципального района 27 мая, 26 июня и 31 июля 2009 года.

Подготовлены две статьи в газету "Районный вестник", которые были опубликованы 3 июля 2009 года № 27 "Зарплата – правила игры" и 24 июля 2009 года № 30 "Задержка заплаты недопустима".

Совместно с пенсионным фондом по Смидовичскому району подготовлено два видеосюжета на Смидович – ТВ по вопросам задолженности заработной платы (3 июля 2009 года), и легализации заработной платы (24 июля 2009 года).

В мае 2009 года на страницах газеты "Районный вестник" открыт "телефон доверия", за три месяца поступило 14 сообщений от работников предприятий различных форм собственности по вопросам задолженности заработной платы. Информация о задолженности по заработной плате предоставлялась в государственную инспекцию труда Еврейской автономной области и Хабаровского края.

29 мая и 14 июля 2009 года приняли участие в техническом совещании при первом заместителе главы администрации муниципального района с руководителями предприятий ЖКХ, до которых доведена информация о задолженности заработной платы и отчислений в пенсионный фонд. В результате проведенных совещаний руководителям предприятий жилищно-коммунального хозяйства рекомендовано провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также разработать и утвердить планы мероприятий и графики погашения задолженности по заработной плате и отчислений во внебюджетные фонды.

22 июля 2009 года приняли участие в заседании "круглого стола" по взаимодействию органов государственной власти, местного самоуправления и предпринимательских структур, где до индивидуальных предпринимателей доведена информация о соблюдении трудового законодательства на предприятиях малого бизнеса, в том числе о недопустимости задолженности по заработной плате.

Постановлением главы муниципального района от 16.02.2007 № 2 создан координационный Совет по контролю за начислением и выплатой заработной платы и отчислений во внебюджетные фонды в организациях Смидовичского района. 17 июля 2009 года проведено заседание Совета, на котором рассматривались следующие вопросы:

  • о предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате перед работниками;
  • о предприятиях, имеющих задолженность по выплате страховых взносов в пенсионный фонд;
  • о мерах, принимаемых работодателями по погашению задолженности по заработной плате и отчислений страховых взносов в пенсионный фонд.

В результате проведенных мероприятий задолженность по заработной плате в Смидовичском районе с мая по август 2009 года снизилась с на 86,5 процентов (с 3068 тыс.руб. до 414 тыс.руб.). Ниже приводятся данные о задолженности по заработной плате на предприятиях Смидовичского района.

Наименование предприятия Задолженность на 01.05.2009Задолженность на 01.06.2009Задолженность на 01.07.2009Задолженность на 01.08.2009
1ЗАО "Торговый порт Покровка" 13661545--
2ООО "Южное" 233---
3ООО "Южное ЖКХ" 381---
4ООО "ТВКР"251276252200 (6 чел. – 3 мес.)
5ООО "Подряд ДВ", ООО "ЖКХ Амур" 760252115-
6ИП Ташматов Э.Э. 87284293205 (31 чел. – 1 мес.)
Итого (тыс.руб.)30682357660414

Дата последней публикации: 24.03.2011г.